МОУ СОШ №41 г. Омска
Проектная деятельность в текущем году
О школе
Руководящий состав
Педагогический состав
Школьный музей
Внеурочная жизнь
Информация для выпускников
Проектная деятельность
История Октябрьского округа г.Омска
О разроботчиках
Проектная деятельность школы

Проект "Буквица"
Сайт проекта: ok41sc2006.narod.ru
Цель проекта - знакомство с историей славянской письменности и культуры, книжной традиции на Руси и приобщения к ней. Задания нашего проекта могут выполняться на уроках внеклассного чтения, литературы, истории в рамках УМК "Школа 2100"

Учредитель: МОУ «СОШ №41» совместно Министерством образования Омской области.

Руководитель: Валентина Михайловна Корсунская, учитель начальных классов.

Координатор: Наталья Санфиевна Левшина.

Проект рассчитан на участие команд учащихся 3, 4, 5 классов. Поощряется (добавляются дополнительные баллы) работа школьников вместе с родителями. Для этого следует указывать степень участия родителей.

Электронный адрес для пересылки работ: okt41sc@mail.ru

Учебные предметы: литература, чтение, ИЗО, история.

Этапы и сроки проекта:

  1. Регистрация до 20.11.2006
  2. Викторина «Что читали наши предки?» 20.11.2006 – 5.12.2006
  3. Творческое задание №1 – сочинение на любую из тем: «Диалог современного ученика с первым русским детским поэтом о.Савватием», «Диалог школьника XXI века со своим сверстником из XI векаI», «Книга в XI веке, книга в веке XXI» 6.12.2006 – 20.12.2006
  4. Творческое задание №2 – «Книга начинается с заставки». Создать с помощью компьютерной графики заставку – орнамент и буквицу – нарядно украшенную первую букву текста книги. Компьютерную графику можно заменить сканированным рисунком. Выполнить задание на логику и пространственное мышление – из предложенных элементов построить буквицы всех элементов церковно-славянского алфавита – кириллицы. 7.12.2006 – 31.01.2007
Подведение итогов до 10.02.2007 года. Награждение победителей состоится на фестивале по Православной культуре, который будет проводиться Министерством образования Омской области в мае 2007 года, дата и время будут сообщены позже.

К началу Х века славянские народы населяли обширную часть Европы. Говорили они на почти одинаковом для всех славян языке, а вот записывать свою речь не могли, потому что не имели ни азбуки, ни грамматики. Составили азбуку и установили правила грамматики для славянского языка, то есть дали славянам письменность, святые братья Мефодий и Кирилл.

Благодаря письменности смогли появиться книги: сначала рукописные, потом печатные, - а ведь именно книги собирают и во многом сами составляют культуру всякого народа. Но самое главное, к чему стремились братья-христиане, это был перевод на славянский язык Святого Евангелия.

Язык, на котором святые братья впервые записали для нас Святое Евангелие, стал общим для всех славян источником письменности. Мы называем этот язык церковно-славянским. Русская Церковь верна церковно-славянскому языку, молится на нём и совершает на нём богослужения.

Устный русский язык существовал, конечно, задолго до церковно-славянского языка, но именно язык церковно-славянский положил начало литературному русскому языку. На протяжении веков язык наш рос, мужал и развивался, как рос, мужал и развивался сам русский народ. И вместе с народом он стал тем -"великим, могучим и свободным", как сказал о нём писатель.

До изобретения книгопечатания книги писались вручную и были большой редкостью. Все свои умения и дарования прикладывали писцы для запечатления самых важных для человека слов.

На страницах рукописей духовность и красота обретали гармоническое единство. Каждая буква выводилась плоской заточенной палочкой, тросточкой, и потому сочетала в себе толстые и тонкие линии, завитки и изгибы, удивительно дополнявшие друг друга. Ведь слово «писать» имеет давно позабытое нами значение: «пестрить, украшать».

Поначалу книги не имели титульного листа, на котором писалось лишь название книги, и потому оформлению начальной страницы уделялось большое внимание. вверху размещалась так называемая заставка - тщательно и сложно выполненный узор. Богато изображались первые буквы - буквицы. часто текст обрамлялся витиеватым орнаментом, придававшим странице цельность и завершенность.

Праздничное убранство рукописи создавало настроение торжественности, благоговения. Причем раньше слово «читать» имело более глубокий смысл: «чтить», «почитать», «преклоняться» перед мудростью и знанием.Праздничное убранство рукописи создавало настроение торжественности, благоговения. Причем раньше слово «читать» имело более глубокий смысл: «чтить», «почитать», «преклоняться» перед мудростью и знанием.

Эта тема заняла свое достойное место в УМК для начальных классов "Школа 2100".

В нашем проекте предлагаем школьникам выполнить увлекательные творческие задания, где они могут проявить свои знания по этой теме, умение рассуждать, сравнивать, мыслить логически, а также свое понимание прекрасного, художественный вкус. для выполнения 3-го этапа желательно использовать компьютер.

Учителя - руководители команд могут обобщить свой опыт по данной теме и представить на областном семинаре преподавателей основ Православной культуры в январские каникулы

Для того, чтобы учитель мог учитывать задания нашего проекта при планировании уроков по истории славянской письменности, мы сразу предоставляем задания 2-го и 3-го этапа "Творческое задание" и "Логическое задание").

Web-сайт разработан учениками 10 "2"класса Скутиным Максимом и Пономаревым Евгением

Hosted by uCoz