История Чкаловского поселка (Октябрьский округ г.Омска). Эвакуация.
Рождённый в трудные военные годы
Историческую судьбу Омского трижды орденоносного производственного объединения «Полёт» можно сравнить с древом. Шесть десятилетий 20 века, соединившие несколько несхожих эпох - это ствол. Годы, месяцы, дни и минуты, быстротекущие и насыщенные до предела событиями и делами – ветви. Бесчисленные судьбы людей, трудившихся в объединении – густая лиственная крона. Есть у древа и корни – истории предприятий-предшественников «Полёта». Самые глубокие корни объединения связаны с деятельностью одного из величайших авиационных конструкторов нашей страны и мира – Андрея Николаевича Туполева (1888-1972гг.) Из практических нужд туполевского КБ вырос завод опытных конструкций №156, являющийся старейшим предшественником Омского объединенного завода №166 – будущего «Полёта». Гораздо менее известен, по сравнению с туполевским КБ-ЗОК №156, другой предшественник «Полёта» - Тушинский авиационный серийный завод №81имени Молотова. Его начали строить в годы первой пятилетки, когда особенно бурно развивалась авиационная промышленность СССР. И лишь частично влился в Омский завод №166 в 1941 году Авиационный завод из города Кимры. Следует упомянуть и о предприятиях Омска, на территории которых летом 1941 года разместился Авиационный завод №166. В конце 30-х годов в Омске довольно быстрыми темпами развивалась легкая и пищевая промышленность, перерабатывающая местное сельскохозяйственное сырье. В 1931 году вступил в строй ставший одним из базовых для Авиационного завода Обозостроительный завод им.Коминтерна Главсельхозмаша НКСМ ( После войны на его месте был создан Электромеханический завод им. К.Маркса). Предприятие первоначально производило четырехтонные повозки на пневматическом ходу. Во второй пятилетке, в 1936 году, на юго-восточной окраине Омска начинается строительство завода №166 треста «Союзмебель» Наркомата лесной промышленности и автосборочного им. Коминтерна, филиала Горьковского автозавода ( в будущем - главных базовых территорий Авиационного завода №166). Первый располагался на месте сегодняшнего МПО им.Баранова, другой – на территории «О» ПО «Полет». Автозавод в перспективе должен был стать крупнейшим в городе. Под него создавались Шинный завод и Кордная фабрика. Жилой городок состоял из 16 бараков и шести строившихся кирпичных 12-ти квартирных домов по улице 3-я Транспортная. Нельзя не упомянуть и ещё об одной территории будущего Омского завода №166 – левобережных Авиационных мастерских Гражданского Воздушного Флота (ГВФ). Отсюда видно, что промышленность Омска в конце 30-х годов была ориентирована на сугубо мирный лад, а производственная база местных предшественников Авиационного завода №166 еще не сформировалась. И требовались колоссальные усилия эвакуированных московских коллективов, чтобы в сибирское небо взлетел первый самолет… Создание в Омске крупнейшего авиационного производства явились мерой, обусловленной трагическими событиями начала Великой Отечественной войны. Уже к середине июля 1941 года немецко-фашистские войска захватили Литву, Латвию, Белоруссию, значительную часть Эстонии, Украины и Молдавии, продвинулись в глубь советской территории на 300-600 километров. В зоне оккупации оказались миллионы мирных людей, тысячи промышленных предприятий, в том числе оборонных. Были утрачены и другие материальные и культурные ценности. Красная Армия понесла огромные потери в живой силе ( до 850 тысяч против 100 тысяч у немцев ) и технике. ( Враг уничтожил, частью прямо на аэродромах, 3500 самолетов против 950 у немцев ). Все это позволило фашистам захватить стратегическую инициативу и господство в воздухе, а Советский Союз поставило на грань военной катастрофы. Требовались срочные меры по перестройке всей жизни страны на военный лад. И, прежде всего, немедленная эвакуация оборонной промышленности на Восток, развертывание в стратегическом тылу новой мощной базы по производству техники, вооружений и боеприпасов. За вторую половину 1941 года было перемещено около 2600 промышленных предприятий, в том числе 1523 крупных. 4 июля Наркомат авиационной промышленности издает приказ об организации в городе Омске Авиационного завода на базе Московского опытно-конструкторского завода №156 и Тушинского серийного завода №81. На ЗОК №156 в состоянии сбора находился пикирующий бомбардировщик конструкции А.Н.Туполева. Машина, обладавшая уникальными тактико-техническими данными, выпущенная массово в короткие сроки, могла существенно усилить советские ВВС и отнять у немцев преимущество в воздухе. В июле началась эвакуация из Москвы . На 156 и 81 заводах погрузка в эшелоны шла в 3 смены, круглосуточно. Люди эвакуировались семьями, глава семьи имел право на перевозку, за государственный счет, 100 кг багажа и до 40 кг на каждого члена семьи. На практике эти цифры сокращались, чтобы дать больше места в эшелонах для перевозки станков и оборудования. По воспоминаниям ветеранов-полётовцев об эвакуации : «Командировку мне оформили на три месяца, а растянулась она на всю жизнь… Поезд на Восток тащился 11 суток, пропускал все идущие на Запад воинские эшелоны…Уезжали ненадолго, даже без зимней одежды…Ехали даже не в теплушках, а под открытым небом, на досках и станках…В какой город приехали, мы узнали не сразу, такова была секретность…Омск после столицы показался очень неказистым. Почти повсюду непролазная грязь, домишки маленькие, серые, в них поразительная бедность...Приехали в Омск, а на месте заводской территории и в округе сплошное болото». Станки размещались в корпусах завода №166. Семьи заводчан после многочасового «сидения на узлах» развозили по школам и клубам небогатого жильём Омска. Взрослым и детям приходилось обходиться без элементарных удобств, спать на полу, на матрацах, вывезенных из Москвы, а позже мёрзнуть без отопления и зимней одежды. Первым директором авиационного завода №166 (после объединения заводов №№166, 81, 156) 18 июля был назначен А.В.Ляпидевский (1908-1983), Герой Советского Союза, Золотая звезда за участие в «челюскинской эпопее», генерал-майор авиации. 24 июля 1941 года, когда был издан приказ №1, традиционно считается Днём создания Производственного объединения «Полёт». Из отчета 6 августа 1941 года на запрос Комитета партийного контроля: • Сколько вагонов прибыло в Омск? - 1901. • Сколько прибыло рабочих? ИТР? - 4964, 1788. • Прибыло всего людей (работников и их семей) ? 19877. Осенние и зимние месяцы 1941 года стали самыми тяжёлыми за весь период Великой Отечественной войны. Население города Омска возросло с 288 тысяч перед войной, до 349832 человека к 1942 году. Всё это привело к острому дефициту жилых и производственных помещений, к бесконечным уплотнениям и даже выселениям коренных омичей. При столь неблагоприятных условиях заводу №166 приходилось решать две основные задачи: налаживать массовый выпуск самолётов и строить производственные корпуса и жилые дома для работников (что было крайне необходимо в преддверии суровой сибирской зимы). Единственным неисчерпаемым резервом для заводчан оставался их беззаветный труд… Среди них были специалисты высочайшего уровня: в Омск 22 июля прибыли заключённые-конструкторы из КБ Туполева.Указ Верховного Совета СССР от 19 июля 1941 об освобождении объявил своим друзьям-коллегам приехавший в Омск Андрей Николаевич Туполев. Часть осталась в заключении, среди них С.П.Королев, проживала на улице 2-ая Транспортная. В ноябре 1941 года в Омск эвакуируется КБ им. А.А.Архангельского. Последней по времени в объединённый завод №166 влилась часть коллектива завода №288, перемещенного из города Кимры. В начале августа в Омск из Запорожья эвакуируется крупнейший завод Авиационного моторостроения №29 (5 декабря 1941 года). Таким образом, к концу 1941 года окончательно сложился высококвалифицированный профессиональный коллектив Омского объединенного завода №166. Многие из сотрудников достигли впоследствии высот в авиастроении. Известными конструкторами самолётов и агрегатов стали: В.Л.Александров, Д.С.Марков, А.В.Надашкевич, В.А.Чижевский, А.М.Черёмухин. Были среди них доктора наук, лауреаты Государственных премий, авторы монографий и учебников. Городская ТЭц №1 не справлялась с нагрузкой, была построена ТЭЦ №2. Поровозоремонтного завода. Суровой зимой 1941-1942 годов остро встала проблема отопления. Заводской корпус обогревали, используя городской тепловоз. Необыкновенно быстро для того времени темпами строились на территории нынешнего Октябрьского округа города Омска ( так называемый Чкаловский посёлок ) новые производственные помещения. Без создания социально-бытового сектора невозможно было бы решить главную производственную задачу-наладить массовый выпуск туполевских боевых самолётов. Строительство Омского Авиационного завода №166 было передано «империи» НКВД. В Омск из-под Иркутска перемещается «Омлаг» НКВД. Неподалеку от основной территории завода создаётся несколько лагерей, где содержались заключённые-строители. Ежедневно они конвоировались на завод, где в изолированных, охраняемых зонах трудились над возведением объектов. Именно их трудом в 1941-42 годах исключительно быстро были построены все новые корпуса на основной территории завода. В 1942 году началось строительство аэродрома вблизи завода, так как существовавший аэродром был отделён рекой Иртыш, через которую в то время существовала лишь паромная и понтонная переправы, а по ним невозможно было доставлять на испытания собранные самолёты. В создании новой взлётно-посадочной грунтовой полосы (нынешний Космический проспект) также принимал участие «Омлаг». Строились также жилые бараки. К началу зимних холодов 1941 года успели закончить 30 бараков, а за 1941-43 годы их построили 154. В бараках размещались приехавшие с заводами семейные москвичи, особое преимущество при получении жилплощади имели семьи заводчан, ушедших на фронт. По воспоминаниям: «О квартирах не было и речи – был бы угол, в котором можно переспать в относительном тепле после изнурительного 12-16 часового рабочего дня. Да и в квартирах нечего было бы и поставить, ведь вся мебель осталась в Москве». Как удалось установить, вместе с Московскими заводами эвакуировались в Омск типографии и многотиражные газеты «Авиатор» (завод №156) и «Молотовец» (завод №81). В Омске появилась объединённая газета завода «Сталинец», первый номер вышел в сентябре 1941 года. До 1969 года редактором газеты бл Павел Абрамович Болштянский, яркая творческая личность. К концу 1941 года пришлось сформировать военизированную пожарную команду, так как во время войны возгорания и пожары в цехах и жилом секторе случались очень часто. Ведь производственные сооружения, дома и бараки строились главным образом из дерева. Повсеместно использовалось печное отопление, а то и открытый огонь. На технику безопасности внимания почти не обращали – в спешке при выполнении фронтовых заказов было не до неё. Автомобильный парк завода работал в тяжёлых условиях сибирского бездорожья . Вместо тракторов использовались лошади. Как и люди, они работали на износ. Скотину было жалко. А себя не жалели. Потребность в медпомощи и санитарно-эпидемиологической работе на заводе была исключительно велика. Поэтому летом 1941 года было приспособлено здание по улице Л.Чайкиной под заводскую поликлинику. Позже поликлиника переехала на улицу 2-ая Транспортная, где сформировалась медсанчасть №2. Работники медсанчасти спасли немало жизней заводчан, не допустили возникновения эпидемий, борясь с тифозными вшами, организовали на заводе «прожарку» одежды и т.д. Но не хлебом единым жив человек… Уже в июле-августе 1941 года организуются детские сады, сначала в маленьких домиках или бараках.Мебель для них изготовили на заводе, воспитатели сами мастерили игрушки, устраивали праздники. В мае 1942 года в Омск эвакуировали ленинградских детей-сирот. Маленьких блокадников определили в интернатные группы детского сада, днём старшие ходили в школу. Вообще детские сады часто работали круглосуточно, ведь родители воспитанников работали на заводе по 12-13 часов, а то и переходили на казарменное положение. Вместе с оборудованием эвакуированные предприятия везли книги. Путём слияния книжных фондов заводов создавалась профсоюзная библиотека, которая сейчас располагается на улице 8-я Линия. В 20-30 годы книги на московские заводы попадали от добровольных дарителей и путём конфискации частных собраний. В результате фонды оказались чрезвычайно обширными и разнообразными. Книг, изданных только с 1900 по 1917 год, оказалось более 5 тысяч. Ценнейшими оказались фонды технической литературы эвакуированных авиационных предприятий. Среди привезённых книг имелись уникальные издания, до сих пор составляющие гордость библиотеки «Полёта»; Полное собрание сочинений Н.Е.Жуковского изд.1937г., «Техническая энциклопедия» изд.1937 г., БЭС и Советская военная энциклопедия, большое количество литературы по авиации т.д. Крайний недостаток продовольствия заставлял скрупулёзно учитывать его и выдавать в соответствии с трудовым вкладом и занимаемой должностью. Хлебная пайка о 600 до 800 граммов в день на работающего могла увеличиваться для передовиков и сокращаться для нарушителей трудовой дисциплины. По рассказам, нередко в цехах с людьми случались голодные обмороки, а иные умирали от недоедания. Для людей, страдающих дистрофией или с признаками отёчности, была создана диетическая столовая. Страдали не только от голода, но и от холода. Если в корпусах рабочие могли хоть немного согреться у работающих механизмов, то дома они часто оставались у холодных печек. И всё-таки, несмотря на трудности и лишения, завод строился, осваивал производство. Вспоминают ветераны; «Работали мы на износ, но цель-Победа, цена за неё была очень высокая. Так кажется сейчас, а тогда об этом не думали, ни о здоровье, ни о собственной жизни. И ещё запомнилось удивительное чувство коллективизма, сопереживания за другого человека в горе, радости, без зависти, от души. И это помогало самоотверженно трудиться и жить по совести». 4 апреля 1942 года вышел Указ Президиума Верховного Совета РСФСР об образовании Молотовского района в г.Омске, а 27 июля 1957 года – Указ Президиума Верховного Совета РСФСР о переименовании Молотовского района в Октябрьский. Так на основе эвакуированных предприятий, бараков для их работников и заключенных «Омлага» возникла новая административная единица, которая также получила другое название - посёлок им.Чкалова, как признание заслуг самолётостроителей. Ту-2 – первенец Омского авиационного завода. Фронтовой бомбардировщик ТУ-2 КБ А.Н.Туполева выпускался на заводе №166 с декабря 1941 по октябрь 1942 года. Производство модернизированных Ту-2Н возобновлено на заводе в 1945-ом и продолжалось по 1950 год. А.Н. Туполев (1888-1972) выдающийся авиаконструктор, академик АН СССР, генерал-полковник-инженер, трижды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и пяти Государственных премий СССР. Руководимое А.Н. Туполевым КБ действовало на Омском заводе № 166с августа 1941 по апрель 1943 . По воспоминаниям заводчан, он практически круглосуточно находился в цехах или ОКБ. С.П. Королев (1907-1966) - основоположник советской практической космонавтики. Академик, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии. В 1941 - 1942 годах - сотрудник эвакуированного в Омск КБ А.Н. Туполева. На заводе №166 принимал участие в организации производства и сборке первых ТУ-2. Летчик-испытатель М.П. Васякин. В декабре 1941 года испытывал первый самолет завода № 166 — опытный пикирующий бомбардировщик «103В», в августе 1943 года стал командиром 12 Авиаполка (ОБАП), переведенного на самолеты ТУ-2. Опытный пикирующий бомбардировщик ТУ-2(«103У»). Первый полет состоялся 18 мая 1941 года Эти боевые машины производства завода №166 использовались для нанесения бомбвых ударов по переднему краю противника и разведки. За 1942 год было выпущено 79 машин, войсковые испытания проходили на аэродроме в Чкаловском, с 17 мая 1942 года. И тут же последовал переход на выпуск новой продукции – истребителей КБ Яковлева, производство которых выполнялось в 1942-1945 годы . А. С. Яковлев (1906 - 1989) -авиаконструктор, академик , генерал-полковник авиации, дважды Герой Социалистического Труда , лауреат Ленинской и семи Государственных премий СССР. Истребительная авиация сыграла значительную роль в крупных наступательных операциях 1943-1945 годов. По воспоминаниям ветеранов, «Питание было очень плохим, платили мало, одежда в 40-градусный мороз не согревала, на ногах у большинства резиновые сапоги. 15-16-летние парни, ослабленные, изможденные, смотреть страшно, случались и голодные обмороки» В этих условиях с 18 мая (вместо 1 июня) 1943 года завод начал выпускать по 5 машин в день. В 1943 году было завершено строительство нового аэродрома со взлётно-посадочной полосой, имевшей в ширину 70 м, а в длину 800 м, (суженная нынешняя главная магистраль посёлка им. Чкалова). Правительство по достоинству оценило подвиг омских авиастроителей. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 июля 1945 года завод №166 за образцово выполненное задание по производству боевых самолетов был награждён орденом Трудового Красного Знамени, а 321 работник завода удостоены орденов и медалей. В последующие мирные годы завод, переименованный 31 января 1975 года в производственное объединение «Полёт», продолжал трудиться в одной из самых сложных отраслей – авиационно-космической. Были созданы многие типы военных и гражданских самолетов ( реактивный фронтовой бомбардировщик ИЛ-28, пассажирский скоростной самолёт с двумя турбореактивными двигателями ТУ-104, многоцелевой транспортный самолёт АН-74, лёгкий многоцелевой самолёт АН-3Т), космические аппараты и ракетные комплексы ( одноступенчатые баллистические ракеты Р-12 и Р-12У, двухступенчатые межконтинентальные баллистические ракеты Р-16, Р-16У, МБР, ракета-носитель «Космос-3М»,, научно-исследовательский ракетный комплекс»Мир-2», геофизическая ракета «Мир-2», космический аппарат навигационно-связной системы «Парус», навигационной системы «Цикада», геодезического комплекса «Сфера», космический аппарат «Надежда» международной спутниковой системы «КОСПАС-САРСАТ», космический аппарат навигационной системы «ГЛОНАСС»).

Hosted by uCoz